Примерно у половины должников ЖКХ в России нет денег на квартплату, остальные не платят из принципиальных соображений. Для борьбы с этими принципами депутаты готовят новый закон, который удвоит штрафы за просрочку коммунальных платежей и предоставит скидку аккуратным плательщикам.
По словам экспертов, платежеспособные собственники сейчас составляют примерно половину общего числа должников за ЖКУ (всего в России за квартиру ежегодно недоплачивают около 126 млрд рублей). При чем неплательщиками они становятся не потому, что им лень идти в банк, неудобно платить или трудно перевести деньги управляющей компании.
"Неоплата становится формой протеста - несогласия с высокими тарифами управляющей компании на охрану, уборку, эксплуатацию современных инженерных систем,- рассказывает адвокат Станислав Бутин.- Заниматься сменой управляющей компании, которая была организована застройщиком еще на этапе окончания строительства, в таких случаях интересно слишком малому количеству собственников элитного жилья. А нанимать юриста для подачи иска об уменьшении квартплаты, ждать рассмотрения дела в двух-трех инстанциях или разбираться в тарифах и основаниях для формирования цены самостоятельно затруднительно. Самым простым в таких случаях становится именно неоплата счетов".
Именно для таких "протестантов" депутаты Госдумы готовятся принять поправки к Жилищному кодексу РФ. В законопроекте "для улучшения платежной дисциплины" граждан, а также для "повышения взаимной ответственности всех участников отношений" предлагается вдвое увеличить штрафы за несвоевременную оплату услуг ЖКХ. Сейчас пени за просрочку платежа составляют 1/300 ставки рефинансирования за каждый день, а по новому документу - 1/170 ставки.
Председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская считает документ спорным. Помимо комитета по жилищной политике и ЖКХ в разработке поправок участвовал комитет по энергетике. Получилось два варианта законопроекта, и в некоторых деталях они не сошлись.
"Отличие хотя бы в том, что мы настаиваем, чтобы пени не вводились с первого дня просрочки,- рассказывает Хованская.- В нашем законопроекте они будут начисляться с 91-го дня. Ведь у человека могут возникнуть самые разные обстоятельства: он может заболеть, срочно быть отправлен в командировку и т. д. Если его некому заменить, зачем делать его нарушителем с первого же дня?" По словам депутата, в ближайшее время комитеты начнут согласовывать детали, уже создана рабочая группа. "Не более 10-20% потребителей будут платить заранее"
Законопроектом предусмотрен не только кнут, но и пряник. "Мне кажется, одними штрафами людей платить не заставишь,- говорит ведущий юрисконсульт направления "Городское хозяйство" Института экономики города Дмитрий Гордеев.- Должна проводиться индивидуальная работа. Стоит разобраться, почему каждый из граждан не платит". Законопроект предоставляет управляющим компаниям право давать скидки добросовестным потребителям. Гордеев предполагает, что размер скидки будет колебаться в пределах 5-10%. Если она составит меньше 5%, будет не очень интересно платить заранее. Если же скидка превысит 10%, это будет негативно отражаться на ресурсниках.
"Думаю, что не более 10-20% потребителей будут платить заранее. В муниципалитетах РФ большинство людей живет впритык, от зарплаты до зарплаты. Но в отличие от пеней это хорошая мера экономического стимулирования оплаты",- уверен Гордеев. Что же касается штрафов, как отмечают юристы, пока непонятен механизм взыскания задолженности с неплательщиков. Если не удается получить с них плату за квартиру, то где гарантия, что удастся собрать штрафы и пени, задается вопросом корреспондент.
Вместе с тем документ предусматривает ужесточение ответственности управляющих компаний за оказание некачественных услуг или некорректный расчет платежа. Если услуги оказались ненадлежащего качества, УК будет обязана выплатить потребителю 30% полученной от него платы. Если же платеж был рассчитан неверно, УК вернет жильцам 15% суммы, указанной в платежке. Челябинец отсудил 18 тысяч рублей за недогрев воздуха в квартире на 2 градуса
Житель Челябинска доказал вину управляющей компании в ненадлежащем оказании коммунальных услуг. Как пишет NDNews.ru со ссылкой на пресс-службу регионального Роспотребнадзора, судебная тяжба между жителем дома по улице Худякова и управляющей компанией "Ремжилзаказчик" тянется не первый год.
Горожанин пожаловался на управляющую компанию в Роспотребнадзор, заявив, что в периода с октября 2012 года по май 2013 года было допущено отклонение температуры воздуха в жилом помещении на 2C от допустимых нормативов.
Согласно пункту 15 раздела VI приложения N1 правил предоставления коммунальных услуг температура воздуха в отопительный период в жилых помещениях должна составлять минимум 18С (в угловых комнатах 20С).
В интересах челябинца надзорный орган обратился в суд с требованием сделать потребителю перерасчет платы за теплоэнергию, а также компенсировать моральный вред и назначить коммунальщикам штраф за игнорирование жалоб собственника квартиры. Однако мировой судья отказал заявителю, на что истец подал апелляционную жалобу.
Центральный районный суд Челябинска жалобу на не надлежаще оказанные коммунальные услуги удовлетворил в полном объеме. В пользу горожанина взыскано 18 376 рублей, в том числе моральный вред в размере 1 тысячи рублей и 3 875 рублей штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
|