11:04 Новые Правила холодного водоснабжения и водоотведения | |
Авторы: Летом этого года произошла очередная трансформация требований в сфере водоснабжения и водоотведения. Постановление Правительства РФ № 728 существенно изменило ряд нормативных правовых актов, и в первую очередь — Правила холодного водоснабжения и водоотведения. Об изменениях в этом документе и пойдет речь в статье. Прежде всего отметим, что в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения (далее — Правила) появились совершенно новые разделы, регулирующие основы взаимоотношений организаций водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и пользователей централизованных систем водоотведения (ЦСВ):
Кроме того, постановлением № 728 прямо установлено (п. 2), кем нормативы утверждаются и в какие сроки: органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также органами исполнительной власти субъектов РФ не позднее 1 июля 2020 г. Рекомендация по срокам дана в целях обеспечения последовательности и непротиворечивости в правовом регулировании отношений по взиманию платы абонентов за сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в ЦСВ, так как с 1 июля 2020 г. утратили силу постановления Правительства РФ, в соответствии с которыми были установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод, а именно:
Таким образом, плата за превышение абонентами нормативов водоотведения по составу сточных вод взималась до 30 июня 2020 г. включительно. С 1 июля 2020 г. платить нужно за превышение нормативов состава сточных вод — в соответствии с разд. XV Правил. Напомним, что при вступлении в силу местного нормативного правового акта, устанавливающего нормативы состава сточных вод для всех абонентов соответствующей ЦСВ, по-прежнему будут действовать два вида требований к сбрасываемым сточным водам:
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований и нормативов обеспечивается взиманием организациями, осуществляющими водоотведение, двух самостоятельных видов платы:
Соответственно нормативы состава сточных вод совместно с порядком исчисления платы за их превышение являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов сверх установленных нормативов состава сточных вод. Далее рассмотрим другие ключевые изменения в Правилах, внесенные постановлением № 728. 1. Согласно п. 114 Правил организация ВКХ и абонент вправе заключить договор водоотведения на прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей, относящихся к технологическим показателям работы очистных сооружений, которые определяются в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений, а для очистных сооружений ЦСВ поселений или городских округов — по показателям, относящимся к технологически нормируемым веществам. Необходимое условие такого договора — возможность дополнительной нагрузки на очистные сооружения без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Данная возможность определяется по результатам технического обследования очистных сооружений. Размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ при сбросе сточных вод с нарушением требований устанавливается по соглашению сторон договором. Кроме того, при заключении договора водоотведения в качестве нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод используются показатели и концентрации, предусмотренные таким же договором водоотведения по соответствующим технологическим показателям работы очистных сооружений организации, осуществляющей водоотведение (по технологически нормируемым веществам). Технологически нормируемые вещества — это загрязняющие вещества, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов. Значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций, указанных в перечне приложения 5 к Правилам, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 Правил.
Одновременно в соответствии с п. 198 Правил в случае, если между организацией, осуществляющей водоотведение или очистку сточных вод, и абонентом заключен такой договор водоотведения, то для целей определения массы сбросов загрязняющих веществ (платежной базы) значение норматива состава сточных вод по соответствующим технологическим показателям принимается равным значениям, предусмотренным данным договором водоотведения. В то же время каких-либо исключений или особенностей расчета размера компенсации абонентом расходов организации, осуществляющей водоотведение, на возмещение вреда, причиненного водному объекту, в случае невыявления абонентов, допустивших сброс сверх установленных нормативов, абонентов или иных лиц, допустивших сброс загрязняющих веществ в ЦСВ (согласно пп. 199−201), не предусмотрено.
Если абонент не подал декларацию в установленном порядке, к плате такого абонента за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод организацией ВКХ, дополнительно применяется коэффициент 2. Такой расчет проводится вплоть до начала календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором декларация была принята для контроля состава и свойств сточных вод организацией ВКХ. С учетом того что указанный коэффициент 2 является мерой ответственности для абонентов, не исполнивших обязанность по подаче декларации, данный коэффициент подлежит применению только в отношении сточных вод, сбрасываемых с объектов абонентов, для которых установлена обязанность по подаче декларации. В отношении объектов абонентов, для которых предусмотрено право, а не обязанность подавать декларацию, коэффициент 2 применению не подлежит. Кроме того, организация ВКХ вправе отказать в принятии декларации, поданной абонентом в отношении указанных объектов. В этом случае размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ исчисляется по формуле, предусмотренной п. 123.4 Правил, а размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов — по формуле п. 203. На практике возможна ситуация, когда у абонента несколько канализационных выпусков в ЦСВ с одного объекта. При этом для сточных вод, сбрасываемых через один или несколько выпусков, имеется контрольный канализационный колодец или иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, а для сточных вод, сбрасываемых через остальные канализационные выпуски, такой канализационный колодец отсутствует. В таком случае в отношении канализационных выпусков, в которых могут отбираться пробы отдельно от иных абонентов и при этом установлены приборы учета сточных вод или имеется баланс водопотребления и водоотведения, по инициативе абонента может быть подана декларация. Если декларация принята организацией ВКХ для осуществления контроля, то плата за негативное воздействие на работу ЦСВ взимается по декларации или по результатам анализа проб сточных вод в соответствии с пп. 120 и 123 Правил, а плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод — по декларации или по результатам анализа проб сточных вод в соответствии с формулой, предусмотренной п. 197. Если же абонент не подал декларацию, то плата за негативное воздействие на работу ЦСВ и за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод взимается по всему объекту в установленном порядке.
Исключение составляют объекты, используемые в целях: осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов. В случае если на территории одного объекта абонента (среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которого менее 30 м3 в сутки) находятся помещения, как используемые, так и не используемые для указанных видов деятельности, в отношении такого объекта действует обязанность по внесению платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Так, в случае сброса сточных вод объектами одной ЦСВ или технологической зоны водоотведения из разных выпусков, для которых установлены (рассчитаны) различные нормативы допустимых сбросов или установлены различные технологические нормативы, а также если сброс осуществляется с разных очередей одних очистных сооружений, то для расчета норматива состава сточных вод применяется средневзвешенный показатель эффективности удаления загрязняющего вещества (формула п. 178 Правил). Следует обратить внимание, что если ЦСВ или конкретная технологическая зона водоотведения расположены на территории двух и более субъектов РФ, то нормативы состава сточных вод для объектов абонентов устанавливаются органом, который уполномочен на установление таких нормативов и полномочия которого распространяются на территорию расположения соответствующих очистных сооружений, а при их отсутствии — выпусков сточных вод в водный объект. Технологическая зона водоотведения — это часть централизованной системы водоотведения (канализации), отведение сточных вод из которой осуществляется в водный объект через одно инженерное сооружение, предназначенное для сброса сточных вод в водный объект (выпуск сточных вод в водный объект), или несколько технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для сброса сточных вод в водный объект (выпусков сточных вод в водный объект). Пункт 2 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения
В соответствии со справочником технологические показатели НДТ устанавливаются:
Аналогичное регулирование перечня и наименований технологически нормируемых веществ предусматривается проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов» (разработан Минстроем России в соответствии с п. 5 ст. 23 Закона № 7-ФЗ). Вместе с тем на практике в разрешительной документации (разрешении на сброс, декларации, комплексном экологическом разрешении) нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы могут быть установлены не по БПК5, азоту аммонийному, азоту нитратов, азоту нитритов, фосфору фосфатов, а соответственно по БПКполн., аммоний-иону, нитрат-аниону, нитрит-аниону, фосфатам (по фосфору). С точки зрения технологии очистки сточных вод на сооружениях ЦСВ поселений или городских округов, БПК5, азот аммонийный, азот нитратов, азот нитритов, фосфор фосфатов и соответственно БПКполн., аммоний-ион, нитрат-анион, нитрит-анион, фосфаты (по фосфору) представляют собой показатели-аналоги, характеризующие одну и ту же величину. В связи с этим в Правилах под технологически нормируемыми веществами, а также веществами, для которых устанавливаются технологические показатели, понимаются: взвешенные вещества, БПК5, БПКполн., ХПК, азот аммонийный, аммоний-ион, азот нитратов, нитрат-анион, азот нитритов, нитрит-анион, фосфор фосфатов, фосфаты (по фосфору). В тех случаях, когда установлены нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы в отношении азота аммонийного, азота нитратов, азота нитритов, вместо установления нормативов состава сточных вод в отношении указанных веществ допускается установление нормативов состава сточных вод соответственно в отношении аммоний-иона, нитрат-аниона, нитрит-аниона (за исключением случаев, предусмотренных пп. 180 и 181 Правил). В то же время, если нормативы состава сточных вод установлены в отношении азота аммонийного, азота нитратов, азота нитритов, при расчете платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод при превышении абонентами этих нормативов в отношении перечисленных загрязняющих веществ (показателей) возможно использование ставок платы, утвержденных постановлением Правительства РФ № 913, в отношении аммоний-иона, нитрат-аниона и нитрит-аниона при условии пересчета значения Мбаз для азота аммонийного, азота нитратов, азота нитритов в значение Мбаз соответственно для аммоний иона, нитрат-аниона, нитрит-аниона. Если нормативы состава сточных вод установлены в отношении БПК5, при расчете платы за сброс сверх установленных нормативов состава сточных вод при превышении абонентами этих нормативов в отношении данного вещества (показателя) возможно использование ставки платы по постановлению № 913 в отношении БПКполн., при условии пересчета значения Мбаз для БПК5 в значение Мбаз. для БПКполн. с использованием соответствующего нормативно закрепленного или иным образом обоснованного коэффициента пересчета. Окончание статьи читайте в следующем номере. Документы Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».
| |
|
Всего комментариев: 0 | |